Вс. Сен 8th, 2024
  • Пути развития
  • Ожидания и реальность
  • Денежно-кредитная политика

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

ЦБ составил несколько сценариев развития отечественной экономики. При отсутствии больших потрясений страна восстановится к концу этого — началу следующего года. Западные аналитики предсказывают выход на досанкционный уровень к середине 2024-го. Однако есть и не столь оптимистичные прогнозы. Что может пойти не так и каких решений ждать от финансового регулятора — в материале РИА Новости.

Пути развития

В докладе о денежно-кредитной политике (ДКП) Центробанк изложил три варианта дальнейшего хода событий — в зависимости от внешнеэкономической обстановки. При сохранении текущих условий наиболее вероятен сценарий «Базовый»: инфляция вернется к целевому показателю в четыре процента в 2024-м, рост ВВП — 0,5-2,5% в год. Ключевая ставка к 2026-му опустится до 5,5-6,5%.

Вариант «Усиление фрагментации» предполагает возникновение новых международных блоков и партнерство на основе географической близости. Стремление к локализации производств и ограничение доступа к технологиям осложнят мировую торговлю: в России сократится импорт, возникнет дефицит зарубежных комплектующих, поднимутся цены. ВВП замедлится по сравнению с базовым сценарием, а инфляция увеличится до пяти-семи процентов в следующем году, что приведет к ужесточению денежно-кредитной политики.

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

Гипермаркет «Лента Эконом» в Санкт-Петербурге

Пессимистичный прогноз — «Рисковый». Устойчивое инфляционное давление в развитых странах обернется быстрым подъемом кредитных ставок, что ударит по предприятиям и банкам. В результате рецессии и падения мирового спроса снизятся цены на нефть. Инфляция в 2024-м подскочит до 11-13%, а вместе с ней и ключевая ставка — до 12,5-13,5%. Восстановление начнется только в 2026-м.

Что касается западных аналитиков, то они уже к середине 2024-го предсказывают возвращение российской экономики к показателям 2021-го. Bloomberg объясняет это повышением цен на нефть и стабильным ростом ВВП в течение года.

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

Ожидания и реальность

Одни эксперты считают все представленные в ЦБ сценарии реалистичными, другие — только средний вариант. По мнению финансового аналитика Михаила Беляева, фрагментация возможна лишь на два сектора: США и БРИКС. Большинство развивающихся стран Азии и Востока — а судя по последним тенденциям, еще и Африки — обратятся к БРИКС. «Восточная сфера влияния гораздо перспективнее западной. Для нас это будет консолидация, а взаимодействие с противниками все равно не прекратится, поскольку освоение космоса, энергетика и здравоохранение требуют совместных усилий», — говорит он.

К оценкам зарубежных специалистов Беляев относится скептически. По его словам, они поощряют жесткую ДКП, так как это сдерживает предпринимательство и замедляет развитие экономики. «На Западе дают понять, что Россия движется в нужном им направлении. Если тебя похвалил враг, думай, где ты ошибся», — предупреждает аналитик.

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

Грузовое судно Heung-A Xiamen с контейнерами в порту Владивостока

Экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода вполне согласен с доводами ЦБ. «У мировой экономики сейчас незавидный выбор между мягкой и настоящей рецессией, — отмечает он. — Запад сам себя загнал в стагнацию и стагфляцию санкциями и массированным вливанием напечатанных денег».

Также не стоит забывать о недавней пандемии. Проблема в том, что от рецессии или даже мягкой рецессии на Западе пострадает весь мир, и Россия в том числе — из-за снижения спроса на товары и сырье из развивающихся стран. Индия и Китай станут меньше производить и, соответственно, потреблять.

В этом аспекте деглобализация не так плоха. Переориентация производства под внутренние цели страны и ближайших партнеров позволит выработать иммунитет к мировым потрясениям, однако это потребует больших усилий и вряд ли случится в ближайшей перспективе. «Пока лучший выход — сконцентрироваться на едином рынке БРИКС и наращивать взаимную торговлю», — рассуждает эксперт.

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

Денежно-кредитная политика

На фоне сильного ослабления рубля во вторник Банк России повысил ключевую ставку с 8,5 сразу до 12 процентов. «Это должно ограничить внутренний спрос, который растет быстрее, чем возможности по расширению производства. Также сбережения в рублях станут привлекательнее, что ограничит отток капитала и поспособствует укреплению национальной валюты», — поясняет Лобода.

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев добавляет: балансировка курса и повышение ставки — самый простой и действенный способ. Кроме того, в приоритете у ЦБ сохранение средств населения, а основной инструмент накопления — именно рублевые депозиты. Нельзя допустить их обесценивание.

"Где мы ошиблись". Перед Россией возникли новые вызовы

Знак евро на табло курса обмена валют в витрине операционной кассы в Москве

«В качестве альтернативы регулятор мог бы пойти на скупку рублей и продажу долларов и евро. Вероятно, этого не сделали из-за ограниченности золотовалютных резервов», — предполагает экономист Леонид Хазанов.

Но бизнесу теперь будет сложнее с кредитами для пополнения оборотных средств и инвестиционных проектов. Это обычно приводит к жесткой экономии и даже сокращению персонала. Некоторые эксперты предсказывают отток трудовых мигрантов. Не исключено, что государство поддержит предпринимателей льготными займами.

Аналитики сходятся во мнении, что прогнозировать курс рубля по-прежнему очень сложно. Волатильность сохранится, ситуация прояснится только после стабилизации рынка.