Чт. Сен 19th, 2024
  • Время возможностей
  • Расставили точки над i

Три иностранных автоконцерна еще не определились с судьбой заводов в России

Автомобили Hyundai Sonata на производственном конвейере на предприятии «Автотор» в Калининграде. Архивное фото

Иностранные автоконцерны в последний год постепенно покидали российский рынок, в пятницу о продаже завода в Ульяновске заявила и японская Isuzu, однако три иностранных автоконцерна, владеющие производственными площадками в РФ, — Hyundai, Stellantis и Mitsubishi — пока не сделали окончательных заявлений об уходе, подсчитало РИА Новости.

Производство автомобилей Hyundai на заводе в Санкт-Петербурге было приостановлено еще в марте прошлого года. С тех пор в корейских СМИ неоднократно появляется информация о возможной продаже этого актива, в частности, «Астана Моторс». Казахстанская компания такие планы впоследствии опровергла. Однако Минпромторг РФ в мае текущего года подтвердил, что Hyundai сообщал о намерениях возможной продажи автозавода, кому именно — министерство не раскрыло, уточнив, что окончательного решения пока не принято.

Три иностранных автоконцерна еще не определились с судьбой заводов в России

«Продажа этого завода — это вопрос времени. Это огромный новый завод, вокруг которого много заводов комплектующих, его жаль больше всего. Он очень высокотехнологичный, очень современный, но заточен под конкретную модель. <…> В нынешних условиях все покупки бывших активов ушедших из РФ автоконцернов могут быть сделаны исключительно российскими компаниями. Ни один иностранец, в частности китаец, сюда с такой покупкой не сунется», — прокомментировал возможную продажу завода Hyundai автоэксперт Игорь Моржаретто.

Продолжает играть в молчанку автокорпорация Stellantis, которой на 70 процентов принадлежит завод «ПСМА Рус» в Калуге. Компания выпускала на нем легкие коммерческие машины Peugeot, Opel и Citroёn, однако в апреле прошлого года было официально объявлено о приостановке производства. Зарубежные СМИ, в свою очередь, писали, что на фоне санкций компания может перенести производство из РФ, но в российском офисе Stellantis тогда такую информацию не подтвердили.

Тем не менее продажи брендов, ранее выпускаемых корпорацией, стремительно падают. Например, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в июне они совокупно не достигли и 50 автомобилей.

Второй собственник автозавода «ПСМА Рус» — японская Mitsubishi, до апреля 2022 года компания использовала эту площадку для выпуска моделей Outlander и Pajero Sport. Конвейер до сих пор находится в простое, официальных комментариев о дальнейшей деятельности автоконцерна в стране не поступало.

Время возможностей

Есть в РФ и четвертый иностранный автоконцерн — китайский Haval (завод в Тульской области). В отличие от вышеперечисленных, компания не приостанавливала производство: на нем все также собирают модели Haval Jolion, Haval F7, Haval F7x, Haval Dargo и Haval H9. Она также подтверждает планы достроить новый завод двигателей под Тулой в четвертом квартале.

«Haval работает, выводит новые модели. В этом году объявил, что соберет 100 тысяч машин — это больше, чем он собрал за предыдущие четыре года», — отметил автоэксперт Моржаретто.

Три иностранных автоконцерна еще не определились с судьбой заводов в России

Продажи бренда в РФ стремительно растут: по данным Ассоциации европейского бизнеса, в первом полугодии 2023 года они выросли в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув почти 40 тысяч машин. Теперь Haval занимает третье место по продажам на российском авторынке, тогда как в прошлом полугодии занимал скромное десятое.

Расставили точки над i

После начала СВО зарубежные автоконцерны стали постепенно уходить с российского рынка. Часть — с опционом, позволяющим выкупить активы и вернуться, как, например, Renault, продавший свой пакет в «АвтоВАЗе» ФГУП «НАМИ», немецкий Mercedes, который теперь принадлежит дилеру «Автодом» и Nissan, переданный сначала «НАМИ», а потом «АвтоВАЗу». Причем на последнем российский автогигант уже наладил выпуск новой Lada X-Cross 5 совместно с азиатским партнером.

Часть иностранцев решили уйти без возможности вернуться. Это и Toyota, заводом которой теперь управляет «Алмаз-Антей», обещающий начать на ней выпуск грузовиков и электромобилей E-Neva, и Volkswagen: предприятие было продано структуре дилера «Авилон». Опциона на обратный выкуп активов в этих сделках не было.

Производители грузовиков Scania и MAN передали активы российских «дочек» в Санкт-Петербурге своим местным дилерам. СП «Камаза» и немецкой Daimler — «Даймлер Камаз Рус», где выпускались грузовики Mercedes, — полностью перешло под контроль первого. Теперь на нем собираются среднетоннажные грузовики «Компас». Японская Mazda продала свою долю завода во Владивостоке партнеру по СП — «Соллерсу», который начнет выпуск пикапов под собственным брендом уже 17 июля. Еще один «грузовой» актив — завод Isuzu в Ульяновске — также приобрел «Соллерс».

Три иностранных автоконцерна еще не определились с судьбой заводов в России