Пт. Сен 13th, 2024

Институт развития предпринимательства и экономики: снижение НДС может замедлить рост цен

Институт развития предпринимательства и экономики обсудил снижение НДС

Фото: Нина Зотина / РИА Новости

Одной из актуальных проблем текущей экономической повестки становится снижение покупательной способности и, как следствие, спроса. На примере исследования доступности продуктов питания эксперты АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» пришли к выводу, что снижение НДС может замедлить рост цен и внести вклад в повышение спроса, а, следовательно, стимулировать активность на рынке.

При этом правительство уже не раз снижало НДС в туристической отрасли, авиаперевозках и общепите — что, в целом, может свидетельствовать о популярности этой меры как антикризисной. Несмотря на то, что эффект снижения косвенного налога для разных отраслей остается дискуссионным, осложнившиеся экономические условия требуют оперативных и одновременно взвешенных мер, чтобы сохранить покупательскую способность населения на прежнем уровне. Эти и другие вопросы обсудили эксперты, представители органов государственной власти и бизнеса как со стороны производителей, так и со стороны ритейла на круглом столе, организованном «Институтом развития предпринимательства и экономики» на базе Финансового университета при правительстве Российской Федерации.

«По результатам нескольких проведенных исследований по доступности продуктов питания необходимо отметить, что преобладают негативные тенденции. Об этом свидетельствуют официальные данные Росстата, на которые мы опираемся в наших расчетах», — отметила директор «Института развития предпринимательства и экономики» Наталья Назарова.

По ее словам, только на социально значимые товары уходит 10 процентов расходов населения, тогда как на все продовольствие тратится 38 процентов этой суммы. Кроме того, снижается покупательная способность и, как следствие, рацион питания не соответствуют нормам Минздрава.

«Население может позволить себе все меньше. Как результат — в 30 процентах домохозяйствах наблюдается недопотребление продуктов питания по 7-8 категориям товаров из десяти», — продолжила Назарова.

По мнению эксперта, такая ситуация, с одной стороны, связана как с инфляцией, так и с тем, что рост доходов отстает от темпов роста цен — с 2013 года реальные доходы населения снизились на 4 процента. «Для 31 миллиона граждан требуется более трети их дохода на то, чтобы приобрести социально значимые товары в количестве, рекомендуемом Минздравом», — добавила спикер.

«По прогнозам аналитиков и ведомств 2022 года станет самым серьезным кризисом за последние как минимум два десятилетия. Продовольственная инфляция может достичь 25 процентов, реальные доходы могут снизиться до 7 процента, безработица — вырасти до 9,3 процента. С учетом всей неопределенности дальнейшего развития событий, необходимы оперативные меры на опережение», — отметила Назарова.

Сергей Митин, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию подчеркнул важность правильного применения такой меры государственной поддержки, как снижение налога на добавленную стоимость. Он уточнил, что важно использовать снижение НДС в комплексе с другими мерами государственной поддержки, только тогда это приобретает мультипликативный эффект и дает хорошие темпы роста для бизнеса. По его мнению, «общее снижение ставки НДС на отдельные товары станет поддержкой не только для производителей продовольствия, но и для всех субъектов, которые участвуют в производстве — транспортировке, реализации социально-значимых товаров». При этом он также подчеркивает, что «сокращение отчисления в бюджет может повлечь дефицит финансирования других важных государственных, в том числе социальные программ».

Тезис о снижении НДС также поддержал президент Союза операторов торговых автоматов России Леонид Нестеренко. «Есть не только какие-то положительные возможные эффекты от обнуления ставки НДС, но и есть эффект для бизнеса. Снижение ставки позволяет бизнесу больше производить, больше продавать, больше инвестировать в развитие. И это создает некий мультипликативный эффект», — сказал он.

В свою очередь, профессор департамента налогов и налогового администрирования факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве России Дмитрий Ряховский отметил, что снижение ставки НДС не обеспечит в России снижения цен, однако даст возможность увеличения «прибыльности игроков рынка, которая сейчас составляет существенную величину, ведь 56 процентов наценки приходится на оптовых посредников и ритейлеров».

«Если мы смотрим на проблему, мы можем ограничить число посредников, можем ограничить наценки. И мы должны определиться, что нам важнее – производитель, оптовик или розница. Или сделать прямой путь от производителя, например, к рознице. Или к потребителю сразу», — сказал Ряховский.

Эксперт добавил, что, по его мнению, наиболее перспективным будет движение по пути ограничения наценок и вычленения огромного количества посредников в цепочке от производителя к потребителю.

В свою очередь председатель общероссийского союза общественных объединений Союз потребителей России Петр Шелищ отметил, что не видит перспективы для такого инструмента, как ограничение торговой наценки.

«Сравните рентабельность торговых организаций и производителей продовольствия. Вы увидите, что у производителей маржа выше, и заметно выше. И это понятно, почему — уровень конкуренции в розничной торговле, наверное, самый высокий. А именно им и определяется, насколько я понимаю, норма рентабельности и именно конкуренция заставляет всех участников цепочки с той или иной интенсивностью снижать свои издержки. Другое дело — за счет чего снижаются издержки, и здесь есть очень серьезная проблема», — сказал Шелищ.

При этом он добавил, что ему близка идея убрать посредников в цепочке поставок. «Ограничение торговой наценки — не вижу здесь перспективы и очень не хотел бы, чтобы наука поддержала движение в направлении административного регулирования того, что достаточно убедительно регулирует рынок. Что касается того, чтобы убрать посредников, тут я полностью на вашей стороне», — добавил он.