Экономист Нуриэль Рубини. Архивное фото
Нуриэль Рубини, который предсказал кризис 2008 года, прогнозирует, что мировая экономика окажется в более ужасной ситуации, чем в 1970-х годах, поскольку стагфляция соединится с долговыми проблемами, передает агентство Блумберг со ссылкой на этого известного американского экономиста.
«Будет хуже, чем в семидесятых. Потому что в семидесятые годы у нас было два стагфляционных шока и спад инфляции, но коэффициенты долга составляли 100% ВВП для частного и государственного секторов с развитой экономикой… Таким образом, мы могли смягчить кредитно-денежную и фискальную политику, как и хотели. Сегодня наш уровень долга по отношению к ВВП составляет 350% от ВВП в мире, 420% в странах с развитой экономикой», — считает он.
«Так что у нас не будет только инфляции, у нас не будет только стагфляции. У нас будет стагфляционный долговой кризис, худший, чем в семидесятых», — также сказал в интервью аналитик.
«Я не верю центральным банкам, когда они говорят, что будут бороться с инфляцией любой ценой, даже если будет рецессия, даже если будет жестко. Во-первых, это не будет короткая и неглубокая рецессия, это будет крахом, а затем у вас будут финансовые трудности, финансовый и долговой кризисы», — добавил эксперт.
К основным причинам сложившейся ситуации экономист относит ковид, конфликт между Россией и Украиной и внешнюю политику Китая. В результате темпы экономического роста будут замедляться, а стоимость продуктов питания — продолжать расти, добавил Рубини.
Рубини уточняет, что по его прогнозу если в США будет рецессия, то в Европе она будет еще сильнее по причине того, что доллар укрепляется к евро, а уровень инфляции в Европе уже достиг двузначного числа. Кроме того, Европа зависима от импорта из Китая.
МАСШТАБЫ ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ?
Доктор экономических наук, руководитель отделения макроэкономики и моделирования региональных систем ЦЭМИ РАН Елена Устюжанина прокомментировали РИА Новости прогнозы Рубини, отметив, что его опасения оправданы.
«Судя по всему, его суждения верны. Если рвутся кооперационные связи и падают темпы роста, стагфляция практически неизбежна. Стагфляция в свою очередь ведет к разорению ряда компаний, что оказывает цепное воздействие на их контрагентов. Платежеспособность и компаний, и населения снижается. Как следствие — долговой кризис», — сказала Устюжанина.
При этом, по ее словам, оценки масштаба грядущего кризиса являются спорными. «Здесь многое зависит от тех мер, которые будут приняты финансовыми институтами», — добавила она.