Пт. Июл 12th, 2024

Первое заседание Совета участников судоходства по Севморпути прошло на ВЭФ-2022Цикл«На пути к многополярному миру»

«Росатом» продолжит развивать безопасность и устойчивую навигацию по СМП

Фото: Дмитрий Ефремов / Фонд Росконгресс

В современных условиях актуальность вопросов развития судоходства в Арктике неизменно возрастает. Необходимо вырабатывать эффективные механизмы такого развития на основе координации позиций различных сторон: операторов флота, грузовладельцев и единого регулятора, «Росатома». Первые шаги по установлению такого взаимодействия внушают оптимизм. Видна открытость «Росатома» к важным для других участников вопросам — в частности, теме совершенствования Правил плавания в акватории СМП. Об этом на открытии заседания Совета участников судоходства по Северному морскому пути, которое прошло на ВЭФ-2022, заявил председатель совета директоров компании «Совкомфлот» Сергей Франк.

«Эта открытость говорит о стремлении «Росатома» осуществлять регулирование в Арктике сбалансированным образом. Мы надеемся, что механизм обратной связи будет постоянным и действенным, ведь в конечном счете маркером эффективности работы регулятора будет гармоничное сосуществование и уверенное развитие всех участников хозяйственной деятельности в акватории СМП», — сказал Сергей Франк.

Судоходство по Северному морскому пути активно развивается в последние годы. Грузоотправители строят базовую инфраструктуру — порты, заказывают суда, осваивают месторождения, отметил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. «Количество судов на СМП и число участников судоходства все время растет. Сейчас мы понимаем необходимость координации действий для того, чтобы выстроить эффективную работу на СМП для выработки оптимальных механизмов по управлению арктическим судоходством между грузоотправителями, судоходными компаниями, государством и инфраструктурными операторами, обеспечивающими связь, данные о состоянии ледовых покровов, погодных условиях. Сегодня наша общая главная цель — это безопасность, вторая не менее важная составляющая — коммерческая привлекательность и устойчивая навигация по СМП. Для решения этих задач и создан Совет участников судоходства по СМП», — подчеркнул Алексей Лихачев.

В ходе заседания участникам Совета был представлен доклад о совершенствовании ледовых прогнозов в целях повышения эффективности судоходства в Арктике. «Сегодня мы находимся в активной фазе реализации мероприятий Плана развития Северного морского пути на период до 2035 года. Основная метрика нашей работы — это оправдываемость автоматизированных ледовых прогнозов. К концу 2024 года (при сохранении финансирования) — она составит не менее 90 процентов в режиме онлайн. Реализация мероприятий Плана и создаваемые технологии лягут в основу обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП и будут использоваться в рамках нашей совместной работы с Госкорпорацией «Росатом» и заинтересованными потребителями», — рассказал заместитель руководителя Росгидромета Дмитрий Зайцев.

Арктическое судоходство в последние пяти лет демонстрирует устойчивую динамику. Круглогодичная навигация в западном секторе уже факт, сегодня основной акцент на готовности к круглогодичной навигации в восточном направлении СМП. Стратегические задачи и планы по развитию инфраструктуры СМП до 2030 года и последующий период были представлены участникам Совета, специальным представителем госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместителем председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимиром Пановым.

«В условиях внешнего санкционного давления переориентация грузовых потоков на восток стала очевидным фактом. На востоке сконцентрированы как потребители нашей продукции, так и потенциальные инвесторы в развитие Арктики. Наша миссия — обеспечить круглогодичную навигацию начиная с декабря 2024 года. На это направлена и совместная работа по поручению президента над планом развития СМП до 2035 года, сейчас продолжаем взаимодействие с грузоотправителями по внесению изменений в правила плавания и сегодня предложили на обсуждение участников Совета модель судоходства на СМП. По расчетам, сделанным Миндальвостока, Минэкономразвития и госкорпорацией «Росатом», до 2035 года новые проекты создадут 31,5 триллиона ВВП и принесут в бюджет более 13 триллионов рублей налогов», — считает Владимир Панов.

6 сентября 2022 года в рамках деловой программы 7 Восточного экономического форума во Владивостоке прошло первое заседание Совета участников судоходства по СМП. В заседании приняли участие постоянные члены совета и приглашенные участники.

Совет участников судоходства по СМП был создан в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации. В рамках работы Совета планируются обсудить и выработать предложения по повышению эффективности взаимодействия между операторами инвестиционных проектов, судоходными компаниями, осуществляющими перевозку грузов в акватории Северного морского пути, и Госкорпорацией «Росатом» как инфраструктурным оператором СМП.