Сб. Июл 20th, 2024

Екатерина Лобачева: собственные марки – это ответ на уход западных брендов

Президент X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») Екатерина Лобачева

– На форуме мы подписали соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и планируем выход на Дальний восток в ближайшее время. Собираемся открыть магазины в четырех регионах: Приморский край, Хабаровский и Забайкальский края и Амурская область. Всего планируется открыть около 100 магазинов в 2023 году. Мы также планируем строительство распределительного центра, без него тут никак. В целом объем инвестиций в течение трех лет оцениваем в порядка 10 миллиардов рублей.

– Да, в марте мы действительно приостанавливали программы развития и реконструкции магазинов, но на достаточно короткий срок, уже к концу апреля вернулись к открытиям. В этом году мы планируем открыть более 1800 магазинов: около 1400 «Пятерочек» и более 400 «Чижиков». В начале августа мы объявили о решении ускорить развитие «жестких дискаунтеров» «Чижик», увеличив число открытий в этом году до более чем 400 магазинов. Таким образом, к концу года сеть будет присутствовать в 11 регионах и насчитывать около 500 «жестких дискаунтеров».

На следующий год у нас тоже очень амбициозный план развития – открыть не менее 2000 магазинов разных форматов, будем оценивать ситуацию при подготовке бюджета следующего года.

– Развитие СТМ остается нашим фокусом, мы считаем, что их развитие – это ответ на уход различных брендов, и сейчас это особенно востребовано потребителем. Больше всего представленность СТМ будет в «Чижике»: в их планах увеличение доли собственных торговых марок в обороте до 50% к концу текущего года, сейчас уже более 40%. В «Перекрестке» у нас сейчас порядка 18% СТМ, в «Пятерочке» – около 25%.

Екатерина Лобачева: собственные марки – это ответ на уход западных брендов

– Ассортимент X5 сейчас стабилен, ассортиментная матрица полностью наполнена всеми позициями, которые нужны нашим покупателям, поставки идут регулярно. Действительно, в марте мы очень хорошо поработали над замещением различных брендов и с помощью введения новых СТМ, и путем более интенсивной работы нашего прямого импорта. Сейчас у нас проблем с наполнением ассортимента нет.

– Мы наблюдали изменение потребительского поведения начиная с марта, когда был ажиотажный спрос, и в марте-апреле граждане приобретали товары впрок под влиянием новостей об уходе того или иного бренда. Затем мы видели тренд на снижение спроса, потому что закупленные впрок товары нужно было еще употребить. А сейчас мы вышли на достаточно стабильную для этого периода времени линию потребления. Конечно, нельзя не учитывать инфляцию, и потребительская корзина, и чек видят эти изменения. Количество товаров в чеке чуть сократилось, но не глобально, сам средний чек с учетом инфляции остается таким же.

– На 2022 год компания придерживается ранее заявленного ориентира по EBITDA margin на уровне 7%. Прогноз по выручке и чистой прибыли до конца года мы не раскрываем.

– В конце июля мы запустили фудшеринг в нескольких магазинах Москвы и Челябинска в пилотном режиме, показатели очень хорошие. В среднем каждый пилотный магазин за месяц собирал и передавал нуждающимся более 120 килограммов хлеба. В сентябре мы начнем подключать к проекту супермаркеты «Перекресток» в Москве и Санкт-Петербурге.

Конечно, есть и трудности, самое основное для нас сейчас – это продолжить диалог с госорганами о снятии НДС с передаваемых безвозмездно товаров. НДС на больших объемах товаров – существенная цифра, значительно превышающая траты на утилизацию. Последнее время тема отмены НДС часто поднимается, мы считаем, что такое решение действительно бы помогло многим компаниям заниматься фудшерингом системно и в еще больших объемах.

Екатерина Лобачева: собственные марки – это ответ на уход западных брендов

– Мы пока все также зарегистрированы в Нидерландах, но продолжаем изучать различные варианты, пока каких-то конкретных решений нет.

– Мы не успели ощутить на себе негативный эффект, решение вступило в силу с 2022 года.

До декабря 2021 года мы выплатили промежуточные дивиденды, они не подпадали под действие этого соглашения. Финальные дивиденды за 2021 год мы не выплачивали по решению набсовета и за 2022 год тоже пока возможностей осуществить выплаты не видим.

– Еще в марте наши ГДР, как и акции многих других российских компаний, были заморожены на Лондонской бирже по решению самой биржи, торги ими не осуществляются. Надеемся, что ситуация будет меняться.

– Мы рассматриваем и анализируем доступные варианты и пока решений нет. Практически на каждом шаге в процессе перевода листинга сталкиваемся с рядом технических трудностей, которые сейчас просто не преодолеть.